Остепенение
Дальше — больше. Дотошные блоггеры стали смотреть на оглавления опубликованных на STRF подделок и по ним обнаружили еще около полутора десятков недавно защитившихся «историков», в автореферате которых также были ссылки на несуществующие работы. Среди них несколько примечательных личностей, в частности небезызвестный Владимир Тор, один из лидеров русских националистов, организатор «Русских маршей», член Координационного совета российской оппозиции. Оказалось, что большинство этих соискателей проходило защиту в диссертационном совете при Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). И сейчас осталось уже мало сомнений в том, что, желая выкрутиться из неприятной ситуации, Андриянов нечаянно «спалил» чей-то отлаженный бизнес по воспроизводству липовых кандидатов и докторов наук. Общественный резонанс, вызыванный «андрияновгейтом», побудил блоггеров к проверке и других диссертаций некоторых публичных персонажей. Как в скорости оказалось, диссертация коллеги Андриянова по партии «Единая Россия» Владимира Бурматова, заместителя председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ, также содержит множество страниц текста, взятого почти без изменений из диссертаций и статей других авторов.
Эта история пока еще далека от финала. Мы все ждем, как на эту вскрывшуюся аферу отреагируют должностные лица, отвечающие за науку и образование в стране. Очень обнадеживает тот факт, что министром Ливановым оперативно была создана комиссия для проверки работы диссовета при МПГУ. Объективная и независимая проверка фактов безусловно должна быть, хотя вряд ли она принципиально изменит и так очень ясную и понятную картину. Но самое главное — какие потом последуют решения и будут сделаны выводы? Будут ли лишены своих степеней все проходимцы, получившие свои «корочки» с помощью обмана? Будут ли с позором разогнаны диссоветы, поставившие на поток производство поддельных кандидатов и докторов? Ведь если этого сделано не будет, тогда… А, впрочем, что тогда? Да ничего. Вряд ли кто-то удивится, в нашей кафкианской действительности это будет далеко не самым вопиющим случаем. А вот если это действительно произойдет, то да, здесь будет чему изумиться.
Вся эта история обнажила, увы, практически полное отсутствие института репутации среди российских ученых. Ведь основная проблема не в отдельных проходимцах, а в большинстве их коллег, которые прекрасно с ними уживаются и не испытывают никакого беспокойства. Быть липовым специалистом — у нас не стыдно. Симптоматично, что как раз в эти дни должна пройти предзащита докторской диссертации Ольги Кажевой, которую уличили в плагиате, о чем в ТрВ-Наука писали несколько раз. Эта предзащита должна пройти в Иркутске, как раз у тех ее коллег, которые «дали разрешение» на включение большой части их текста в ее диссертацию без кавычек. Еще один нехороший симптом — исчезновение с сайта РАН письма большой группы академиков против создания кафедры теологии в МИФИ. Хотя это не имеет прямого отношения к диссертациям, это явление всё того же порядка — профессиональная честь и достоинство отступают перед сиюминутной конъюнктурой и конформизмом.
Явные мошенничества и плагиат — это только верхушка айсберга, большинство диссертаций соискатели пишут сами, но зачастую за научный труд, особенно в гуманитарных науках, выдаются либо заумно сформулированные банальности, либо просто пересказывание чужих статей и книг, в лучшем случае — своими словами. И это принимается за норму! Очевидно, что здесь нужны серьезные и системные изменения. Однако наивно думать, что Ливанов или кто-то другой сможет исправить ситуацию с помощью каких-то приказов, законов или даже дополнительного финансирования. Мы, ученые, здесь можем полагаться только на самих себя. Если нам еще не всё равно.